Подписаться на обновления:

 
 
 
 
 
 

Шах и мат американцам от Роскосмоса

Морской старт

Генеральный директор корпорации РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил прессе, что американским астронавтам предоставят не меньше 2 дополнительных мест на российском корабле "Союз" в счет погашения долга по проекту "Морской старт". Если смотреть со стороны, то выглядит это как продажа российской космонавтики за рубеж. Но на самом деле все стороны остались в плюсе, по-другому этот огромный долг было не разгрести.

«Морской старт» созданный в 1995 году, являлся международным коммерческим проектом для создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В его создании приняли участие ракетостроители из России, США и Украины, а также кораблестроители Норвегии. Доли распределились следующим образом: 40% Boeing (США), 25% РКК "Энергия" (Россия), 10% ПО "Южмаш" (Украина), 5% КБ "Южное" (Украина), 20% Aker Kvaerner (Норвегия). База для Sea Launch расположилась в Лос-Анджелесе. Итоговая сумма проекта $3,5 миллиарда.

Запускать ракету энергетически выгоднее с экватора, так как вращение Земли там дает дополнительные приблизительно 1/16 космической скорости. Соответственно сама ракета может быть легче, а спутник тяжелее. В итоге взяли старую нефтяную платформу, переделали под плавучий космодром, а ракеты подвозили на корабле. Идеальным для пуска был ракетоноситель «Зенит»: ракету предоставляла Украина, а двигатель первой ступени и разгонные блоки – Россия.  С его помощью можно было запускать коммерческие телекоммуникационные спутники на геостационарную орбиту.

Теория предполагала, что все будет красиво, элегантно и принесет колоссальную прибыль. На деле всю картину испортила экономика. Для получения прибыли надо было запускать 10 спутников в год, по 2-3 за 1 морской рейс. Но в реальности удавалось провести 2-4 пуска и еще каждая 10 ракета падала. Ракеты летали, но оставался долг в $0,5 млрд. В итоге в 2009 году проект обанкротился. Мечты инвесторов потерпели крах. Украина вышла совсем и осталась изготовителем ракет. Америка оставила себе 5%, Норвегия - 3%. Спасла проект от окончательной смерти российская РКК «Энергия», в придачу повесив все долги на себя. Пуски проводились вплоть до весны 2014 года, когда экономическая проблема усугубилась политической: войной на Украине и «Морской старт» лишился ракет. Последние 2 года Роскосмос искал выход как избавиться от этого балласта, кому и как его продать. При этом покупателю доставался еще и долг перед Boeing в $330 млн. Или старт продавался, но долги оставались в "Энергии". Предлагали проект ОАЭ, Бразилии, Израилю, Китаю, Австралии. При этом корабли оставались в калифорнийском порту и им требовалось обслуживание и оплата парковки.

Неожиданно в 2016 году, Роскосмос нашел кого осчастливить «Морским стартом» - им оказался Владислав Филев, директор авиакомпании "Сибирь", известная как S7. Он готов был оплатить $160 млн за 2 корабля без ракет.  Это сделка казалась безумной на тот момент, так как у проекта не было ракет для запуска и не известна перспектива создания ракеты способной заменить «Зенит». Плюс еще оставался долг перед Америкой, без оплаты которого сделка могла не состояться.

По итогам политических разборок в космической сфере сложилась следующая ситуация: NASA нужна гарантированная доставка астронавтов на МКС; Boeing должен NASA доставлять астронавтов, но может не успеть создать такой корабль до 2018 года; РКК Энергия должна Boeing $330 млн за «Морской старт», и хочет его продать; “S7 космические системы” хочет себе «Морской старт» и ракеты к нему; Роскосмос желает избавления от долгов и спокойно вести бизнес на международном рынке.

Разыграв эту многоуровневую комбинацию все остались в выгоде: Boeing простил долг за проект “Энергии”, Роскосмос сократив состав двух из четырех экипажей "Союзов", которые в 2017 году составят 2 человека, сможет доставлять американских астронавтов по контрактам Boeing перед NASA, NASA представляет, что независима от Роскосмоса и имеет дело со своим частником Boeing, который выполняет условия государственного контракта. «Энергия» разрабатывает «Сункар». «Морской старт» достался Владиславу Филеву без долгов. Роскосмос отрапортовал об удачном завершение сделки, забытым долге, международном сотрудничестве, частно-государственном партнерстве и образование российской частной космической компании S7. Шах и мат.

Естественно не может такого быть, что бы исчез долг в $330 миллионов. На виду то, что российский бюджет потерпит убытки от упущенной выгоды за свободные места в «Союзах», на которые можно было посадить туристов и получить $150-200 млн, но также и очевидно, что эти места приобрел Филев для астронавтов США, а космодром ему достался в подарок, так как он уже не нужен Роскосмосу.

Читайте также:

Запуск научного спутника "Михайло Ломоносов" самый успешный в России 

Источник: 

ИА Регионы России по материалам cont
Фото pikabu

Автор:Екатерина Волкова

Новости из соцсетей:

Новости партнеров: